Как подать жалобу на работодателя: причины и уполномоченные органы

«Я 24 года работала на предприятии, а теперь уволили и даже зарплату не отдали». С такой историей пришла ко мне Галина.  Нарушение трудовых прав не редкость в российских компаниях.  Поэтому история Галины далеко не единичная.

Если у вас возникли вопросы то, пожалуйста, заполните форму ниже. Наша команда адвокатов готова ответить на ваши вопросы и предоставить профессиональную консультацию.

Женщина работала на предприятии в должности главного бухгалтера.  Пару лет назад сменился руководитель.  Галина с ним контакта не нашла, поэтому ее стали медленно выживать с родного предприятия. Сначала урезали заработную плату, потом вменили дополнительные обязанности. На момент увольнения женщина исполняла обязанности кассира, паспортиста, коменданта по жилью, ответственного по безопасности дорожного движения и представителя в судах.  Естественно, все эти функции дополнительно не оплачивались.

Из-за скандала с руководителем у женщины случился гипертонический криз, и она попала в больницу.  При выходе с больничного она узнала, что ее уволили задним числом.

Сегодня я хочу рассказать о том, какие нарушения допускают в отношении работников и как оформить жалобу на работодателя.

Когда можно подать жалобу на работодателя?

Трудовой договор заключается между работником и работодателем.  Поэтому если работодатель нарушает условия контракта, то работнику придется самостоятельно защищать свои права.

Работник может подать жалобу, если работодатель:

  • не выплачивает или задерживает заработную плату;
  • нарушает правила трудоустройства;
  • не выплачивает пособие;
  • допускают нарушения при увольнении;
  • не выдает расчет;
  • не выдает трудовую книжку.

К сожалению, этот перечень не окончательный. Но сегодня я предлагаю рассмотреть его подробнее.

Не выплачивает или задерживает заработную плату

Если работник оформлен по трудовому договору, то он должен получать заработную плату не менее 2 раз в месяц.  Получается, что работодатель должен перечислять ему деньги каждые 15 дней.  Такие требования установлены ст.136 ТК РФ.

Если денежные средства своевременно не поступили, работник имеет право подать заявление работодателю о выплате заработной платы.

Если после этого работодатель не перечисляет деньги, работник может приостановить свою деятельность. Но речь не идет о прогуле рабочего времени. Сотрудник обязан присутствовать на рабочем месте, но свои трудовые функции может не выполнять.

Нарушает порядок трудоустройства

Часто работодатели нарушают права работников при трудоустройстве. Среди основных нарушений можно выявить:

  1. Отказ в оформлении трудового договора. Трудовой договор должен быть оформлен еще до того, как работник приступит к выполнению своих функций.  Причем он должен быть оформлен, даже если сотрудник принимается на испытательный срок.
  2. Оформление срочного трудового договора или подмена трудового договора контрактом гражданско-правового характера. Чтобы сэкономить на обязательных выплатах, а работодатели оформляют вместо контракта возмездного оказания услуг.

О том, как признать договор гражданско-правового характера трудовым, читайте в нашем блоге.

  1. Отказ в приеме на работу. После проведения собеседования работодатель должен обосновать соискателю свой отказ.  Но только в том случае, если вакансия была выставлена официально.  Нельзя отказать в приеме на работу по национальному или половому признаку, а также из-за возраста соискателя.

Не выплачивает пособия

Работник имеет право не только на заработную плату, но и пособия:

  • по нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • при рождении ребенка;
  • при приеме ребенка в семью;
  • а также другие выплаты.

Если пособие оформляется через работодателя, тот обязан соблюдать правила, установленные законодательством.  А именно своевременно передавать информацию, предоставленную работником, в уполномоченные органы.

Допускает нарушения при увольнении

Трудовой кодекс описывает процедуру увольнения, которую обязаны соблюдать как работник, так работодатель.

Популярные нарушения при увольнении:

  1. Принуждение написать заявление на увольнение по собственному желанию.
  2. Увольнение за нарушение без доказательств проступка.
  3. Отказ в выплате компенсаций, которые установлены трудовыми соглашениями.

Не выдает расчет при увольнении

В день увольнения работник должен получить полный расчет.  В него входят:

  • расчет заработной платы за фактически отработанные дни;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • оплата больничного листа;
  • выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами.

Если работодатель не перечисляет денежные средства в день увольнения, работник может обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию и моральный вред.

Еще одним популярным нарушениям является начисление штрафов и удержание их из суммы расчета.  Это работник тоже имеет право оспорить.

Не выдает трудовую книжку

Последний рабочий день работодатель должен выдать трудовую книжку, справку для начисления больничного и справку 2-ндфл. Он не имеет права удерживать эти документы или отказывать сотруднику в их выдаче.

Если при увольнении работник написал заявление о направлении трудовой книжки почтой по его месту жительства, документы должны быть направлены не позднее дня, следующего за увольнением.

Куда можно жаловаться на работодателя?

  1. Подать жалобу в Роструд. Это можно сделать лично, онлайн, по почте или по телефону горячей линии.

Подать электронное обращение можно на сайте Роструда.

Направить письмо в Государственную инспекцию труда в Московской области можно по адресу: 115582, Москва, Домодедовская, дом 24, корпус 3.

Телефон горячей линии: 8 (495) 343-99-54.

  1. Подать жалобу в районную прокуратуру.

Найти адрес районной прокуратуры можно на сайте Генеральной прокуратуры в разделе Органы и организации прокуратуры.

  1. Подать исковое заявление в суд.

Подавать исковое заявление нужно в районный суд общей юрисдикции. Именно им подведомственны трудовые споры. Найти суд по месту нахождение работодателя можно на сайте ГАС Правосудие.

Если у вас возникли сложности с подачей жалобы, вам пригодится помощь юриста. Мы ждем вас по адресу: г. Москва, ЮАО, район Нагатино- Садовники, метро Коломенская, Нагатинская ул., д. 22, корп.1, этаж 2.

Почта

info@zashitaprav24.ru

Часы работы

Пн - Сб: 9:00-20:00 [ без перерыва на обед ]

Правовой центр «ЛОЕРС» в социальных сетях

Обратная связь

Не затягивай с разрешением своей проблемы! Выигрывай! Запишись на консультацию чтобы победить в деле

Не смогли найти ответ на вопрос по юридическим услугам?

Просто позвоните или напишите нам в мессенджер и мы ответим на любой ваш вопрос, совершенно бесплатно